онлайн-выставка
ВХУТЕМАС В НАСТОЯЩЕМ
Рассказываем коротко и энергично:
Что такое ВХУТЕМАС?
Чем он известен?
Почему это важно сегодня?
структура онлайн-выставки
Три блока:
10 проектов ВХУТЕМАС
10 слайдов из МАРХИ
10 мировых имен
Основа выставки - коллекция Музея Московской архитектурной школы и проекты студентов МАРХИ

(рекомендуем смотреть выставку с компьютера)
10 проектов ВХУТЕМАС
Часть 1. Где мы рассказываем главное о ВХУТЕМАС и показываем заметные работы из коллекции музея МАРХИ
ВХУТЕМАС – Высшие ХУдожественно-ТЕхнические МАСтерские.

Создан: 1920 г.
Упразднен: 1930 г. (с 1927 г. ВХУТЕИН – институт)

Возник: на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища Живописи, Ваяния и Зодчества (УЖВЗ).

Причины создания:
– Новая страна решает новые промышленные задачи;
– Творческая молодежь требует нового образования;
– Художники-авангардисты готовы реализовать педагогический эксперимент.

Смысл образования:
Творчество на пользу. От создания «шедевров» –
к производственному искусству.

Плакат "Первой выставки СА". Алексей Ган. 1927
(собрание Музея МАРХИ)
ВХУТЕМАС состоял из 8 факультетов: Архитектурный, Живописный, Скульптурный, Полиграфический, Текстильный, Керамический, Деревообделочный, Металлобрабатывающий.

Студенты проходили первоначальное двухгодичное обучение на Основном отделении, первым деканом которого был выдающийся художник Александр Родченко.

Они приобщались к основам художественной культуры, изучали цвет, объем, пропорции, ритм, динамику.
Этот подход, разделяющий сложные явления
на элементарные составляющие, называется ПРОПЕДЕВТИКА и используется в педагогике и сегодня. Это одно из самых главных открытий ВХУТЕМАС.

Проект "Кустарно-промышленной выставки".
Н. Уманский. 1925
(собрание Музея МАРХИ)

Пропедевтический курс включал четыре раздела:
«Объем», «Пространство», «Цвет», «Графика».

«Графику» преподавал Александр Родченко.

«Цвет» – Александр Веснин, Любовь Попова.

«Объем» – Антон Лавинский, Алексей Бабичев.

«Пространство» – Николай Ладовский, Владимир Кринский.

На архитектурном факультете Илья Голосов и Константин Мельников разработали программу архитектурной пропедевтики.

Выставка макетов на тему «Выявление и выражение
массы и веса». Аудитория основного отделения. 1927
(собрание Музея МАРХИ)

Методика преподавания дисциплины «Графика претерпела заметные изменения от живописного натюрморта через курс графической конструкции
на плоскости к проектированию предметов.

Инновационный для того времени курс графической конструкции на плоскости открывал совершенно новое представление о линии как об элементе,
с помощью которого можно конструировать натурную реальность.

Проект "Курортной гостиницы в Мацесте". К. Афанасьев. 1928
(собрание Музея МАРХИ)

Александр Веснин и Любовь Попова в своем пропедевтическом курсе «Цвет» делали акцент
на изучении цвета, формы и пространства с опорой
на анализ элементов натурной постановки.

Педагоги вместе со студентами стремились понять сущность вещей, познать их природу разными колористическими приемами, выявляя пространственные характеристики объективной реальности.

Цветовое решение архитектурного фрагмента. Дисциплина "Цвет". В. Колпакова. 1928
(собрание Музея МАРХИ)

У истоков дисциплины «Объем» ВХУТЕМАСа стояли три скульптора – Борис Королев, Антон Лавинский и Алексей Бабичев. Королев и Лавинский вели на скульптурном факультете мастерскую, где апробировали новый метод преподавания, используя достижения кубизма.

Занятия со студентами начинались с аналитического изучения простых геометрических объемных форм
и их сочетаний.

Была разработана методика, согласно которой студенту
с учетом его будущей специализации предлагалось решать отвлеченные задачи на объемную композицию
с заданными свойствами (например, выразить динамику, показать взаимопроникновение тел), используя определенный набор предметов или форм (шар, куб, цилиндр, конус и т.д.).

Упражнение на выявление объема и пространства.
Сер. 1920-х.
(собрание Музея МАРХИ)
В основу пропедевтической дисциплины «Пространство»
был положен разработанный Николаем Ладовским психоаналитический метод преподавания.

Новый метод привел не только к формированию дисциплины, но и к бурному генерированию профессиональных средств и приемов новой архитектуры.

В программе «Пространства» сразу же было введено важное новшество – подача проекта в виде макета. Ладовский приучал студентов экспериментировать
в объеме и лишь затем отработанную в объеме композицию переносить на бумагу.

Упражнение по дисциплине "Пространство". Сер. 1920-х
(собрание Музея МАРХИ)
Всего Московский ВХУТЕМАС окончили 1398 человек.
Больше всего выпускников – художников с Живописного факультета – 545 человек.

На скульптурном факультете преподавала Вера Мухина –автор "Рабочего и колхозницы".

На полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа были отделения ксилографии, литографии, гравюры на металле, фотомеханики и наборно-печатное.
Здесь преподавали выдающиеся художники и ученые, такие как Павел Флоренский и Владимир Фаворский.

Текстильфак занимался созданием одежды и ткани для нового человека труда. Среди прочих, здесь преподавала Варвара Степанова, автор ярких "принтов" удивляющих и сейчас.

Керамический и объединенный ДерМетфак занимались поиском мебели, посуды, можно сказать дизайна (тогда это слово еще не было в ходу) удобного для рабочего человека и экономичного в производстве.

«Вода, пар, дождь, снег». Обложка книги. И. Кулешов. 1928
(собрание Музея МАРХИ)

В 1930 году ВХУТЕМАС (тогда уже ВХУТЕИН) расформировали, так как с точки зрения руководства страны время авангардных идей прошло.

На основе его факультетов образованы:

АСИ (Архитектурно-строительный институт,
с 1970 г. именуемый МАРХИ)

– художественное отделение МПИ (Московского Полиграфического института,
ныне – МГУП им. И. Федорова)

– художественное отделение МТИ (Текстильного института, ныне – МГТУ им. А.Н. Косыгина)

МХИ (Московский Художественный институт,
ныне – МГАХИ ныне им. В.И. Сури­кова),

МЦХПУ (Московское центральное художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское),
ныне – МГХПА им. С.Г. Строганова).

Проект настольной лампы. А. Дамский. 1928
(собрание Музея МАРХИ)
ВХУТЕМАС сыграл выдающуюся роль в формировании новой художественной культуры, становлении советской художественной школы, в развитии авангардной архитектуры, многих прикладных видов искусств, дизайна, оставил глубокий след в истории XX века.

На 1920-е годы приходится этап формирования дизайна (производственного искусства) в Советской России, наиболее авторитетные творческие концепции которого проявились во ВХУТЕМАСе, где под руководством таких мастеров, как Владимир Татлин, Александр Родченко,
Эль Лисицкий были подготовлены первые советские дипломированные дизайнеры.

Обложка альбома «Архитектура ВХУТЕМАС».
Эль Лисицкий. 1927
(собрание Музея МАРХИ)

10 слайдов
из МАРХИ
Часть 2. Где мы показываем проекты кафедры Дизайн архитектурной среды Московского архитектурного института, которые вдохновлены ВХУТЕМАСом и Русским Авангардом
Московский Архитектурный Институт – главный наследник педагогических принципов и духа ВХУТЕМАСа. Современным освоением этих принципов активно занимается кафедра «Дизайн архитектурной среды». Развитая ею методика используется на архитектурно-дизайнерских отделениях региональных архитектурных учебных заведений.

Например, дипломный проект СВОбодных Международных АРХитектурных Мастерских (СВОММАРХ) – высокая башня сложной формы, возвышающаяся
над нынешним зданием МАРХИ, декларирующая свободу и организующую силу творчества во всем мире.
Здание-небоскреб является ориентиром не только
для городского Пространства, но и для Будущего Времени, которое, протекая сквозь «открытый» каркас Школы, будет оставлять на нем характерный след грядущей эпохи Живого Сознания.

Работа вдохновлена авангардными проектами Ивана Леонидова, Лазаря Лисицкого, Константина Мельникова, Александра Родченко и Владимира Татлина.

СВОММАРХ (Свободные международные архитектурные мастерские в Москве).
Дипломный проект. Д. Климов, О. Шулика. 2008.
Руководители: проф. О.Д. Бреславцев,
проф. А.П. Ермолаев, доц. Т.О. Шулика

Пропедевтика – одно из главных открытий ВХУТЕМАСа. Сегодня она занимает важное место в педагогической работе кафедры ДАС МАРХИ.

Любое сложное явление состоит из простых составляющих. Как подступиться к проектированию здания? Это же не просто стены и полы, любое здание – это сложная система конструкций, коммуникаций, разных по смыслу пространств. Всё это должно быть удобно
и красиво. Для того, чтобы проникнуть в этот непростой процесс существует пропедевтический подход, когда погружение в задачу начинается с простейших шагов, которые приводят архитектора к продуманному решению.

Фрагмент анализа пропедевтических упражнений. Из диссертации «Пластическая пропедевтика в обучении
архитектора-дизайнера». проф. М.А. Соколова. 2011

Например, начиная проектировать благоустройство
для Шаболовского района Москвы, известного своей авангардной архитектурой, студенты сначала знакомятся с искусством авангарда. Пропустив через себя футуризм, супрематизм и конструктивизм студент рисует предметную постановку в духе изученных стилей, перенимая их приемы и характер.
Важно пропустить через руку эстетику изучаемого явления искусства. Теперь, разогрев художественное мышление, можно переходить к углубленному анализу среды и решению проектных задач.

Проект «Шаболовский маршрут». Живописные работы
на тему "Авангард. Футуризм". 2018.
Работы студентов 2 курса кафедры ДАС.

В этом студенческом проекте, часть которого удалось реализовать, соединились эстетика конструктивизма, функциональность, простота и неожиданность решения.
Самые интересные работы всегда отсылают к культурной традиции и ее прообразам,
рождая новое, актуальное, нужное.

Проект "Красная линия авангарда".
Е. Федотова, студентка 2 курса кафедры ДАС
Реализация – ООО "Город мечты". 2019

Проект клуба студенты МАРХИ делают на 3 курсе. Очень хорошо, когда контекст места застройки подсказывает тему и содержание проекта. В данной работе проектирование происходит по соседству
с конструктивистским ДК им. Горбунова, где расположен Институт современного искусства.

В 20-е годы конструктивизм появился, как реакция на новые технологии, усталость от "украшательства",
как утверждение чистоты новой архитектуры. Поэтому целью курсовой работы стал поиск эстетики "нового конструктивизма", как интерпретации этих принципов сегодня.

На смену конструктивизму и модернизму приходят деконструктивизм, подразумевающий радикальную игру с формой, и постмодернизм, активно работающий
со смыслами. Сегодня время метамодернизма, когда ирония и глубокий поиск смыслов слились воедино. Знакомясь с этим необъятным пластом современной культуры, студент постепенно приобретает способность мыслить объемно и проявлять это в проекте.
Как правило, процесс творчества начинается
с пропедевтики. В правой части планшета можно увидеть предпроектный анализ и художественный рельеф
на тему проекта, сделанный по следам знакомства
с конструктивизмом, подсказавший будущую форму плана здания.

Проект клуба "Конструктивица". Ф. Котенко,
студент 3 курса кафедры ДАС. 2018.

Сродни футуристическим проектам Г. Крутикова
и И. Леонидова, проект гаража "Height"
предлагает объединить земное – машины, и воздушное – экстремальные прыжки с вышки. Неожиданное сочетание подсказано увлечениями автора (прыжки
с парашютом) и супрематической (улетной) эстетикой аналогов – работами Малевича и Лисицкого.

Проект гаража "Height". И. Мананникова,
студентка 3 курса кафедры ДАС. 2018.

Знаковый и радикальный проект ДК ЗИЛ братьев Весниных (педагогов ВХУТЕМАСа) в этом дипломном проекте сам становится объектом радикального переосмысления среды.
Проект обновления предлагает не только стильное супрематическое решение благоустройства набережной, но и возвращение исторической справедливости – перенос ДК ЗИЛ и восстановление снесенной половины Симоновского монастыря. Так уважение к истории парадоксальным образом становится неожиданным авангардным высказыванием.

"Пространство между. Реабилитация фрагмента городской среды в районе Симоновской набережной". Дипломный проект. М. Вишневская, О. Елизарьева. 2014.
Руководители: проф. Т.О. Шулика, доц. Н.Г. Панова, ст.преп. К.В. Гладкий.

Дипломный проект музея русского дизайна "РУД" предполагает создание пространства, где будет представлена история дизайна в России от крестьянских изделий до футуристических проектов сегодняшних архитекторов. Форма здания выглядит современно
и минималистично, демонстрируя очевидные влияния русского Авангарда. А проекты и открытия Авангарда
и ВХУТЕМАСа займут одно из центральных мест
в экспозиции.

Музея русского дизайна "РУД" в Москве.
Дипломный проект. П. Киселев. 2018.
Руководители: проф. М.А. Соколова, доц. М.А. Силкина, констр. проф. О.Ю. Суслова.

Масштабная дипломная работа Конгресс Формирования Будущего (КФБ) – яркий пример визионерского проекта, вдохновленного духом и эстетикой авангардистов
и вхутемасовцев.

Цель гипотетического Конгресса – формирование альтернативных путей развития человечества, проектирование здоровых моделей образа жизни, создание базы для разработки нового межнационального культурно-экологического языка общения людей.

Проектная концепция включала семь зданий, из которых разрабатывались четыре, реагирующие на "вечные" архитектурные константы:
1. Здание Конгрессов, прототип – горизонтальные небоскребы Э. Лисицкого – ГОРИЗОНТАЛЬ (связь).
2. Институт Жизни, прототип – проект здания типографии газеты "Известия" И. Леонидова – ВЕРТИКАЛЬ (подъем).
3. Институт Эволюции Культур, прототип – здание газеты "Ленинградская правда" К. Мельникова – СПИРАЛЬ (развитие).
4. Институт Информации, прототип – упражнение "Водонапорная башня" И. Ламцова – ДИАГОНАЛЬ (акцент).

Дипломный проект «Конгресс Формирования Будущего».
К. Бессараб, А. Селиванова, О. Халдеева, К. Янькова. 2005.
Руководители: проф. А.П. Ермолаев, доц. Т.О. Шулика

«Комплекс зданий КФБ является ориентиром не только для городского Пространства, но и для Будущего Времени, которое, протекая сквозь открытые пустоты Доминант, будет оставлять на них характерный след грядущей эпохи Живого Сознания...»

Как видно из нашего подбора, современное архитектурно-дизайнерское образование в стенах МАРХИ во многом наследует духу ВХУТЕМАСа – пропедевтика
и артистичность формообразования, одухотворенность
и прорыв в будущее.

Фрагмент дипломного проекта «Конгресс Формирования Будущего». «Институт Жизни». О. Халдеева. 2005.
Руководители: проф. А.П. Ермолаев, доц. Т.О. Шулика

10 мировых
имен
Часть 3. Где мы показываем постройки известных архитекторов современности, нескрывающих влияние русских авангардистов
и вхутемасовцев.
Архитектор Заха Хадид была известна своей любовью
к Русскому Авангарду. Свою дипломную работу «Тектоник Малевича» она сделала в духе супрематизма, посвятив
ее творчеству любимого художника.

Создавая здания по форме далеко ушедшие
от конструктивизма, Хадид продолжала традицию авангардного новаторства в созвучной своему времени эстетике.

Активная скульптурность этого здания пожарного депо имеет родство с пространственными поисками упражнений Николая Ладовского.

Zaha Hadid. Vitra Fire Station. 1993
photo: Pjt56
Голландское бюро MVRDV знаменито своими контекстуальными, но вместе с тем яркими проектами. Для них характерно стремление к инновациям – неотъемлемое качество авангардистов.

Жилой дом Mirador в Испании, будто собранный из кубиков, с одной стороны, почти повторяет вечную форму квадрата, с другой – имеет неожиданную «дыру»
в своем теле, в которой разместилось общественное пространство для жителей.

И просто, и современно, и по-новому – всё, как завещали вхутемасовцы.

MVRDV. Mirador. 2005
photo: Luis García
Японский архитектор Кенго Кума известен своим одновременно минималистичным и поражающим воображение подходом к архитектуре. При этом он активно вдохновляется природой, используя дерево
в строительстве даже очень больших зданий.

Родство с ВХУТЕМАСом кажется неочевидным, но его любовь к конструированию, поиску правды материала, подход к проектированию "от основ" обнаруживают эту близость.

Kengo Kuma. Prostho Research Centre. 2010
photo: Asturio Cantabrio
Голландская архитектурная фирма OMA, основанная Ремом Колхасом, активно меняет облик мира уже 45 лет (здесь, кстати, начинала свою карьеру Заха Хадид).

С Россией Колхаса связывают тесные отношения.
Он является членом Международного попечительского комитета по созданию в Москве музея Дома Мельникова (педагог ВХУТЕМАС, один из самых известных архитекторов Авангарда). В начале 2010-х преподавал
в институте медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка", являясь одним из авторов его образовательной программы.

А в 2015 году Колхас спроектировал и реализовал реконструкцию здания Музея современного искусства "Гараж" в Москве.

OMA. CCTV Building. 2012
photo: BriYYZ
Один из крупнейших архитекторов современности, Стивен Холл, практически каждый свой проект делает
как скульптуру. Крупные формы, угловатые объемы, «легкость» его монументальных построек вдохновляют многих молодых архитекторов, как когда-то авангардисты вдохновляли самого Холла.

А любимый художник Стивена Холла – Казимир Малевич (который, кстати, тоже преподавал во ВХУТЕМАСе).

Steven Holl. Linked Hybrid. 2012
photo: william veerbeek
Норман Фостер – автор крупных и узнаваемых проектов
в Британии и во всем мире. Один из создателей архитектурного стиля "хай-тек", в котором творит по сей день. В основе этого стиля заложены открытия и эстетика великого русского инженера Владимира Шухова, начинавшего свою работу до эпохи Авангарда,
но авангардность идей которого поражает нас и сегодня.

Прямое подтверждение этой преемственности – здание Великого двора Британского музея.

Norman Foster. Great Court at the British Museum. 2000
Проекты Даниэля Либескинда отличаются экстравагантностью и резкостью форм.
Его архитектурный почерк очень узнаваем
и неоднозначен. Но артистизм и "взрывная" композиция никого не оставляют равнодушным. Вполне можно представить, что так проектировать он научился
на занятиях по дисциплине "Объем" во ВХУТЕМАСе.

Daniel Libeskind. University of Lüneburg. 2017
Настоящие деконструктивисты – архитекторы группы Морфозис – постоянно удивляют публику «невозможными» проектами. Их творчество помогает проследить интересное развитие конструктивизма, созданного русскими авангардистами. Они создают свои шедевры, синтезируя мощную пластику вхутемасовцев
и парадоксы искусства второй половины 20 века. Можно предположить, что Ладовский и Мельников были
бы рады таким последователям.

Morphosis. Hypo Alpe Adria Bank. 2001.
photo: JJ55
Фирменными чертами проектов швейцарского бюро
Ж. Херцога и П. де Мёрона являются предельный минимализм и широкое использование экспериментальных материалов. Некоторые их проекты уходят от минимализма в сторону артистизма и игры. Например, построенный в 2009 году огромный шоу-рум музея Vitra, который напоминает гигантское гнездо, свитое из архетипических сараев с двускатной крышей. Оригинально, удивляюще, а при этом пропедевтично, ведь принцип создания напоминает детские кубики, собранные в пирамиду. И это только кажется, что всё просто и понятно, на самом деле в этом откровенном,
но смелом решении кроется высокий профессионализм.

Herzog & de Meuron. Vitra Haus. 2010
photo: Joergens.mi/Wikipedia
Френк Гери – один из старейших и величайших архитекторов современности, который прошел путь
от деконструктивизма к своему неповторимому архитектурному языку. Каждое его здание – это событие. К проектированию он подходит, как художник-экспрессионист, создающий уникальную, подвижную, супер-эмоциональную форму. Такой синтетический подход сродни универсальному архитектурному образованию во ВХУТЕМАСе.

Frank Gehry. Walt Disney Concert Hall. 2003
онлайн-выставка
ВХУТЕМАС В НАСТОЯЩЕМ
Партнер выставки:
Музей МАРХИ

Выражаем благодарность:
кафедре Дизайн архитектурной среды МАРХИ

Консультант:
профессор, кандидат архитектуры Татьяна Шулика

Кураторы:
Александр Ермолаев-мл.
Лариса Климова
Будем рады, если вы оставите отзыв об онлайн-выставке в форме ниже. Спасибо!
Made on
Tilda